1923, 3 октябрь
Berliner str., 43,bei Balentin. Berlin. Charlottenburg.
Дорогой Алексей Максимович!
После Вашего письма я всё время ждал вашего приезд в Берлин, но, к великому огорчению, я узнал, что вы покидаете Германию навсегда, даже минуя Берлин? Мне очень бы хотелось видеться с Вами, поговорить по известному Вам делу1, и я очень надеялся было на Вас, что вы сумеете выручить меня из беды. Сейчас я совершенно теряю голову и чувствую себя одиноким в этом чужом и жестоком мире. Как я писал уже в прежних моих письмах, я имею при себе около 30 листов неизданных оригиналов на татарском языке, вдобавок недавно получил некоторые переводы моих произведений на русском языке. Мне необходимо во что бы то ни стало достать небольшую сумму денег (600–700 долларов), чтобы продолжить мою работу, чтобы воспитать мою дочь. Я мог бы заложить их, мог бы уступить право издания или просто выдать вексель. Очень прошу Вас, Алексей Максимович, выручить меня из этого положения и принять какие-нибудь экстренные меры до Вашего отъезда. Если понадобится моё личное присутствие, я поеду немедленно, как только получу об этом уведомление от Вас.
С уважением, Гаяз Исхаков
3 октября 1923 г.
Искәртмәләр һәм аңлатмалар:
- Максим Горькийга. Хатны беренче тапкыр И. Нуруллин «Татарстан» журналының 1992 елгы 7–8 нче саннарында бастырып чыгарды. Текст шуннан алынды. Төп нөсхәсе Мәскәүдәге Дөнья әдәбияты институты каршындагы А. М. Горький архивында саклана.
1 …поговорить по известному Вам делу… – Г. Исхакый, үзенең әсәрләрен бастыруда ярдәм итүен сорап, күп тапкырлар М. Горькийга мөрәҗәгать итә. Монда да үзенең материаль хәлен яхшыртуда М. Горькийның ярдәменә өметләнә.
Чыганак: Исхакый Г. Әсәрләр. 14 том. – Казан:
Татарстан китап нәшрияты, 2013. Б. 34.