МЕМОРАНДУМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ КОМИТЕТОМ НЕЗАВИСИМОСТИ ИДЕЛЬ -УРАЛА

Для восстановления мира во всём мире недостаточно подписать соглашения с советским правительством. Необходимо полностью разрушить империализм, который проявляется во все времена, так же как и при коммунистическом правительстве.

Как и недостаточно для достижения этой цели вооружить соседей Советского Союза и создать барьер вокруг него, нам надо решиться в принципе расчленить Россию в соответствии с регионами, где проживают люди, принадлежащие к национальным меньшинствам: Украина, Кавказ, тюрко-татарские регионы, так же как и Туркестан, Идель-Урал, Казахстан, Киргизия, Сибирь и др. Отрывая таким образом русский народ от природных корней и человеческих масс, будет возможным остановить мощное русское давление на весь мир.

Известно, что советская экономика основана на эксплуатации­ регионов Идель-Урала, Северного Кавказа и на богатствах Сибири. Промышленность Советов основывается на природных богатствах Уральских гор, текстильная промышленность существует только за счёт хлопка Туркестана. Нефть вытягивается из подземных и подводных кладовых Урала и, наконец, уголь из Украины.

Все эти области издревле были заселены народами более древними, чем ныне живущие. Что же касается тюрко-татарских народов, они не имеют ничего общего с русскими. Эти народы были порабощены Россией грубой силой, огнём и мечом. Идель-Урал, Туркестан и большая часть Кавказа насчитывают более 35 миллионов мусульман тюрко-татарского происхождения. Этот большой тюрко-татарский народ, который имеет высокую культуру, дал миру многих известных учёных, философов и писателей (Аль-Фараби1, Ибн-Сина2, Улугбек3, Алишер Навои4 и др.).

Хотя тюрко-татары потеряли свою независимость, они никогда­ не принимали рабство и при каждом возможном случае показывали свой отрыв от России. Таким образом, после Первой мировой войны они организовали свои собственные государства. В течение двух лет после Первой мировой войны Кавказ проводил свой курс как независимое государство5. Идель-Урал и Туркестан боролись в течение трёх лет за свою национальную независимость.

Во время последней советско-нацистской войны лидеры этих мусульманских регионов, чтобы освободить свои народы от тирании большевиков, перешли на сторону немцев в количестве 500 тысяч человек и имели намерение организовать национальную армию освобождения. Но Гитлер не понял ни их желания, ни их горя. Он вынудил половину этих людей умирать от голода,­ а оставшиеся 220 тысяч человек офицеров, врачей, инженеров и солдат, несмотря на просьбы ветеранов Первой мировой войны и несмотря на протесты этих несчастных, они были переданы британским и американским властям. Последние передали их большевикам. Ну а те их расстреляли. Лишь небольшое число солдат было сослано в концлагеря, где они были обречены на медленную, но верную смерть. Из-за этих мер военные союзники, как и Гитлер, были лишены своих естественных союзников в борьбе против большевизма и совершили преступления против человечности. Немногим более 15 тысяч заключённых из более энергичных избежали бдительности большевистских агентов и остались в Европе (Германия, Франция, Бельгия и др.). Среди этих беженцев есть много офицеров, учителей, инженеров, врачей и т. д.­ Все эти новые эмигранты хорошо знают жизнь Советов. Они ненавидят в то же время большевиков. Они организовали в разных регионах Германии антисоветские общества и борются за освобождение своих стран от большевиков и русских. Из-за того что они выросли при большевистской доктрине, они нуждаются в руководстве со стороны эмиграции. Они обращаются к эмигрантским обществам с просьбой дать им материальную и моральную поддержку.

Вторая мировая война уничтожила наши старые эмигрантские организации в Польше, Эстонии, Финляндии, Германии и на Дальнем Востоке, Маньчжурии и Японии. Колонии наших сооте­чественников, которые существовали во всех этих государствах в течение длительного времени, уже не в состоянии дать нам материальную помощь. Однако новые эмигранты представляют собой ценные элементы для создания основ для подготовки борьбы демократических государств с большевиками. Ибо мир никогда не сможет обрести покой.

По этой причине мы обращаемся к Соединённым Штатам ­Северной Америки со следующей просьбой:

1.  С целью установления мира во всём мире необходимо расчленить Россию, чтобы освободить покорённые народы и дать им возможность создать свои независимые государства.

2.  Предоставить тюрко-татарам право на создание собственных независимых государств в границах Идель-Урала, Туркестана и на Кавказе. Последний должен быть превращён в Федеративный Кавказ, включающий Грузию, Азербайджан, Армению и Северный Кавказ. Туркестан, Казахстан, Киргизия, Идель-Урал должны образовать Конституционную Федеральную республику тюрко-татар.

3.  Помочь нам материально подтвердить нашу антибольшевистскую работу после Второй мировой войны.

4.  Помочь нам совершить поездки по европейским странам, где находятся наши эмигранты (Германия, Франция, Бельгия и др.).

5.  Признать нашу организацию тюрко-татар как политическую организацию, которая ставит своей целью работать на освобождение наших стран и других народов от порабощения варварского русского большевизма.

 

 

Искәртмәләр һәм аңлатмалар:

Меморандум, представленный Комитетом независимости Идель-Урала. Текстның күчермәсе Г. Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать инсти­тутының текстология бүлегендә саклана. Язманы бүлеккә Н. Ш. Хисамов тап­шырды. Чыганак француз телендә. Французчадан Ә. Апакаева тәрҗемә итте. Язманың ахырында «Президент Комитета Независимости Идель-Урал и член комитета всех мусульман России Аяз Исхаки-Идилли, член комитета независимости, доктор Лабиб Каран»6 дип куелган. Язылу урыны һәм вакыты күр­сәтелмәгән. Текст күчермәдән алынды.

1 Аль-Фараби – Габденнасыйр Мөхәммәд ибн Мөхәммәд ибн Тархан Ибн Озлаг әл-Фараби әт-Төрки (873 – 950), фәлсәфәче, математик, музыка теоре­тигы.

2 Ибн-Сина – Әбү Гали Хөсәен ибн Габдулла ибн Сина (980 –1037), фәлсә­фәче, табиб, шагыйрь.

3 Улугбек – Мирза Мөхәммәд ибн Шаһрух ибн Тимер ибн Олугбәк (1394 – 1449), Урта Азия идарәчесе, астроном, астролог, мәгърифәтче.

4 Алишер Навои – Галишер Нәвои (1441–1501), төрки шагыйрь, фәлсәфәче.

5 …после Первой мировой войны Кавказ проводил свой курс как независи­мое государство. – Г. Исхакый бу урында патша Россиясенең колониаль изүе астында яшәгән Азәрбайҗанның төрки халыклардан беренче буларак бәйсезлек яулап алуын искә төшерә. Азәрбайҗан демократик республикасы 1918 –1920 елларда яши.

6 доктор Лабиб Каран – Әхмәт Ләбиб Каран (1887 –1964), татар зыялысы, табиб, галим, җәмәгать эшлеклесе.

 

Чыганак: Исхакый Г. Әсәрләр. 13 том. – Казан:
Татарстан китап нәшрияты, 2013. Б. 182.

Җавап калдыру