ПОЛОЖЕНИЕ ТЮРКО-ТАТАР В СССР, ИХ ДВИЖЕНИЕ, ВЗГЛЯДЫ И НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ. ТУРКЕСТАН, КАВКАЗ, КРЫМ, ИДЕЛЬ-УРАЛ И СИБИРЬ

Русско-японская война начиная с 1904 г. была [апогеем русско-великорусского империализма. Русские, поощрённые победой над Туркестаном в ХIХ в.1 и захватом после японско-китайской войны Ляодунского полуострова2, хотели присоединить к своей­ империи Корею, угрожая самостоятельности Японии. Война была начата [бахвальством] русских: «шапками закидаем японцев». Она была обусловлена не необходимостью расширить гра­ницы, а исключительно враждой к азиатской культуре и азиатскому народу – японцам, которые в это время стремились воспринять европейскую цивилизацию. Поражение русского оружия от азиатского народа – японцев – глубоко взволновало всю Россию, и возбудило национальные чувства у всех азиатских племён, населяющих Россию, в особенности тюрко-татар. Во время этой войны все тюрко-татары Идель-Урала, Крыма и Кавказа в поражении русских видели поражение своего вечного врага, а в победе японцев – победу собрата-азиата над европейцем захватчиком Азии и разрушителем азиатской культуры. Повсеместно в тюркских областях России началось пробуждение и стремление к низвержению ненавистной русской власти. Наступила революция 1905 г. Русское правительство вынуждено было представить инородцам кое-какие права, и тюрко-татары получили право издавать периодические журналы и организовать политические партии, и права выбора в Государственную Думу. С этого времени (1905 г.) в Идель-Урале первый раз появляются газеты и журналы на тюрко-татарском языке и начинают легально существовать народные политические партии3. Устраиваются съезды, совещания и диспуты на национальные темы. Когда наступают выборы в Первую Гос[ударственную] Думу, хотя и с ограниченными правами, все тюрко-татарские области выбирают своих депутатов из либерально-прогрессивного элемента. Первая Гос[ударственная] Дума, как известно, просуществовала недолго, а во Вторую Гос[ударственную] Думу, депутаты тюрко-татар попадают в количестве 454 и образуют особую фракцию под названием Мус[ульманские] фракции. Закон 4 июня 1907 г. урезает выборные права инородцев5, лишая тюркские области права выбора, а других уменьшая в количестве, благодаря чему в третью Гос[ударственную] Думу подают только 10 депутатов тюрко-татар. В Четвёртой Гос[ударственной] Думе [под] разными давлениями это число уменьшается до 7. Эти 7 депутатов являются выразителями мнения четверти населения всей России в количестве 28 мил[лионов]. Наступает война 1914 г., тюркский элемент Идель-Урала и Крыма мобилизуется наряду с русскими, а у казако-киргизов и туркестанцев отбирается рабочая сила в количест[ве] полумиллиона под названием «реквизиция инородцев». В это время Мус[ульманская] фракция является единственным легальным органом всероссийских тюрко-татар, и ни в коем случае эти 7 депутатов не могут справиться со своими национальными задачами многомиллионного тюркского народа.

Национальная пресса поднимает вопрос об усилении отдельных мус[ульманских] фракций путём отправки отдельных делегатов из каждого мус[ульманского] центра, создавая таким образом полулегальные представительства т[юрко]-татар. Эти нац[иональные] представительства наз[ываются] на [официальном] языке Бюро Мус[ульманских] фракций. Это бюро руково­дит почти всеми политическими делами тюрко-татар внутри России. Тюрко-татары на войну попадают наравне с русскими, хотя Туркестан и кавказские т[юрко]-татары в то время не исполняли воинскую повинность, число т[юрко]-татар в армии превышает колич[ество] 900 тысяч чел[овек]6. Но война не пользуется ­никаким авторитетом среди т[юрко]-татар, и все тюркские народы, захваченные идеей пораженчества, ждут поражения русской ­армии и освобождения своей родины. В это время объединённая эмиграция т[юрко]-татар из Крыма ведёт усиленную пропаганду за освобождение тюркских областей из под власти России. В Европе и Азии, на Лозаннском конгрессе 1916 г., объединён­ная делегация под председат[ельством] Юсуф-бей Акчуры7 формулирует требование тюркского народа, живущего в России, и обращается к мировому обществен[ному] мнению, прося защиту своих нац[иональных] прав. Эта делегация [особым] меморан­думом обращается ко всем воюющим и невоюющим государствам с просьбой поставить [вопрос об] освобождении тюркских областей из-под власти России на Мировой конференции мира после войны8.

Наступает революция 1917 г. [Русский империализм, опирающийся на ограбление окраин, в особенности народов Востока, рушится, мелькает надежда устройства жизни] т[юрко]-татар на равных правах с великороссами и возможность сохранения своей культуры. На первом съезде 1917 г.9, где были представители всех т[юрко]-татар, живущих в России, декларируется будущее устройство России, на началах федеративной республики, как равенство народов с нац[иональными] областями, таких как Крым, Туркестан, Кавказ, Идель-Урал и Сибирь.

Тюрко-татарская пресса и интеллигенция разрабатывают положение и устав будущей нац[иональной] республики10. Военные круги тюрко-татар образуют отдельные татарские полки и создают особое Военное Шуро11 для управления нац[иональными] частями. С тыла они перекидываются на фронт, и повсеместно явочным порядком образуюся тат[арские] полки.

На румынском фронте под командой ген[ерала] Сулькевича12 образовался особый тат[арский] корпус в количестве 35–40 тысяч воинов. В это время Объединённый съезд в Казани13, съезд военных, съезд духовенства и Всетюрко-татарский съезд, декларирует самостоятельность т[юрко]-татар в области нац[иональной] религиозной культуры и созыва тюрко-татарского парламента для узаконения и упорядочения народной жизни тюрко-татар.

Миллэт Меджлиси, собранное в конце 1917 г. в Уфе14, разрабатывает статус культурно-национальной самостоятельности т[юрко]-татарского народа и разрабатывает Конституцию Идель-Уральской Республики.

Наступившая большевистская революция в Центральной России, в Петербурге и в Москве в тюркских областях нигде не принимается, и многие инородные области – Крым и Кавказ – объявляют своё отделение от России и начинают существовать совершенно самостоятельно, а Идель-Урал и Туркестан, хотя и не декларируют свою самостоятельность, игнорируют большевистскую власть в Москве, под покровительством тат[арских] полков живут совершенно самостоятельно. Но большевики захватывают все русские области, и русское население, одураченное большевистскими обещаниями, везде принимает советские системы. Наступает момент сильной вражды т[юрко]-тат[арских] националистов с большевиками. В апреле 1918 г. после многочисленных кровопролитных столкновений большевикам удаётся захватить т[юрко]-татарские центры – Казань и Уфу, они распускают нац[иональное] управление т[юрко]-татар, расформировывают Военное Шуро Красной Армии, и грабят нац[иональный] фонд. Большевики, боясь сильного нац[ионального] движения у т[юрко]-татар, декларируют самоопределение тюркских наро­дов, принимая (и беря) их архивы нац[ионального] управления за Конституцию Идель-Уральской республики, обещают его осу­ществить на начале советизации, но восстание чехов создаёт благоприятную почву для борьбы т[юрко]-татар за свою идею, и начинается вооружённая борьба по всему Поволжью т[юрко]-татар против большевиков. Тюркский народ Идель-Урала, как народ зажиточный и как народ национально дисциплинированный и воспитанный тысячелетиями в духе священности частной собственности, сопротивляется всеми силами распространению идеи коммунизма и советизации страны, [но появление в Сибири колчаковского правительства15 и его черносотенно-консервативной политики по отношению к мусульманскому народу вообще], открывает широкое поле среди т[юрко]-татарского населения для рекламирования большевистского свободолюбия. Когда колчаковское правительство даёт распоряжение об аресте главы мусульманского духовенства – главного муфтия и его сотрудников, большевики отвечают декларированием Башкирской Советской Республики16. Кроме того, русское атаманство, возникшее повсюду среди казачества, например в Оренбурге, Семи­палатинске, своим произволом и грабительством отталкивает тюрко-татарское население. Разрушается фронт сопротивления большевикам и все т[юрко]-татарские области остаются в руках большевиков. Большевики, боясь силы нац[ионального] движения среди татар, вынуждены удовлетворить хотя бы частично свои обещания, объявляют автономию для тюркских областей, боясь единого т[юрко]-татарского фронта на Волге, они разделяют Идель-Урал на несколько частей, объявляя отдельно Сов[етский] Татарстан17 и Сов[етский] Башкортостан. Причём Татарстан создаётся таким образом, что 64 % тат[арского] населения остаётся вне Тат[арской] республики. Кроме того, большевики xoтят внедрить среди т[юрко]-татар Идель-Урала племенную вражду, разделяя их на башкир, татар, тептяр, мешар и т. д., но, боясь результатов враждебного опыта колчаковского правит[ельства] по отношению к Мус[ульманской] духовной организации, большевики оставляют Духовное управление мусульман т[юрко]-татар в покое, и эта организация работает над религиозным объединением административно разделённых татарских областей Татарстана, Башкортостана и др. Ему действительно удаётся объединить многомиллионное мусульманское население под одним управлением. В это время создаётся Советский Казахстан и Сов[етский] Туркестан18, но национальные тюрко-татары сильно сопротивляются этой разделительной политике Советов и стремятся к созданию единой татарской области, включая Урал, Туркестан и Казанские области, центром этого объединённого движения всё время остаётся Казань и её интеллигенция. Москва сильно ненавидит Казань за эту, с её точки зрения, подрывную работу и ждёт случая рассчитаться со своей давней соперницей. Наступает 1920 г. – год засухи19, несмотря на полуголод, Москва приказывает выплатить прод[овольственный] налог на 100 %, и обеспечивает продуктами 10-тысячную армию за счёт Татарстана. В этом неурожайном году в Поволожье Украина, которая имела хороший урожай, платит только 57 % продовольственного налога. Тюрко-татарское население Поволожья остаётся без семян и без рабочего скота, а в 1921 г. неимоверно страдает от голода, холеры, тифа и других болезней. В результате татарское население вымирает на 23 %, а башкирское больше, чем на 60 %, достигая в некоторых областях до 75 %. Казань обнищала, интеллигенция разбредается по всем инород[че]ским областям, и разрушаются все культурные организации, такие как книгоиздательство, пресса, театр и др.

Московские коммунисты царствуют над ограбленным, униженным Идель-Уралом. В это время крымские татары ведут отчаянную борьбу: то против московских советчиков, то против разрушителей национальн[альных] государств, как Украина и казачьи области. Ген[ералы] Деникин20 и Врангель21 под конец подпадают под власть Москвы. Наступает очередь за кавказскими самостоятельными республиками22, как Сев[ерный] Кавказ, Азербайджан и Грузия. Большевики, боясь открытого столкновения с кавказским республиками, прибегают к хитрости: с одной стороны, они подписывают договор о признании Азербайджана, с другой стороны, сосредоточивают Красную Армию на границе Азербайджана. Когда они собирают достаточную силу, отправляют особую делегацию азербайджанскому правительству, говоря, что татаро-башкирские полки, прибывшие на границу Азербайджана, хотят добровольно идти на помощь Турции, которая борется за свою самостоятельность23 и просят пропустить эту армию, причём свою армию украшают т[юрко]-татарскими штандартами и турецкими флагами, и, зная сопротивление азербайджанского правительства, направляют массу агитаторов для распространения слуха, что, мол, азербайджанское правительство не пускает тюрко-башкирских солдат на помощь Турции. В то же время они заставлют армянское правительство, уже принявшее советскую опеку, наступать на азербайджанскую территорию. Азербайджане для защиты своей территории оголяют свои границы против Советов. Пользуясь этим положением, большевики ультимативно требуют пропуска татаро-башкирских полков на помощь Турции. Под давлением обстоятельств и общественности азербайджанское правительство вынуждено было принять условие большевиков и подписывает договор о безостановочном движении татаро-башкирских полков в Турцию. Большевики, нарушая своё обещание, поворачивают в Баку и захватывают город и весь правительственный аппарат (27 апр[еля] 1921 г.)24 и лживые татарские штандарты выбрасывают, и перед национальным тюркским Азербайджаном являются чисто коммунистические солдаты.

В Туркестане после падения национальн[ого] хоканского правительства25, большевики захватывают близлежащие к жел[езной] доро[ге] города и устраивают минимальные советские аппараты, но освобождение их войск из Сибири после поражения Колчака и в Юж[ной] России после поражения Деникина и Врангеля даёт им возможность сосредоточить большие силы в Туркестане: удар за ударом уничтожают Хиванское ханство и Бухарское эмирство26, причём они их беспощадно грабят: из Бухарского казначейства в одних золотых монетах они вывозят на 140 мил[лионов] и бесконечные вагоны серебра, драгоценностей, шёлка и ковров. Непопулярный Эмир не может оказать достаточно[го] сопротивления и бежит в Афганистан27. Но народ не мирится с этим положением и восстаёт, везде образуются отдельные партизанские отряды под командой отдельных народных богатырей «корбашей»28, облагая все ближайшие к жел[езной] дор[роге] города и не допуская большевиков вглубь страны. К этим басмачам бегут из Идель-Урала многочисленные националисты29 и остатки разбитых татарских полков, причём они все играют роль инструкторов для военного обучения не побывавших на войне туркестанских «джигитов». Комитет освобождения Туркестана из-под власти русских приглашает встать во главе этого движения знаменитого турецкого революционера и военного министра во время мировой войны Энвера-пашу30. Объявляется война за освобождение и самостоятельность Туркестана. Энвер-паше удаётся собрать вокруг нац[ионального] флага разбросанных басмачей в количестве 30 тысяч добровольцев, и он постепенно захватывает всю Вост[очную] Бухару, но страдает отсутствием вооружения, а в особенности артиллерии. С целью захвата оружейных складов он кавалерийским налётом хочет захватить Самарканд, хотя ему это отчасти и удаётся, но его лёгкая кавалерия не выдерживает оружейно-пулемётного огня, и он вынужден был отступать, не захватив нужного оружия. Большевики сосредотачивают несколько корпусов армии с аэропланами и заставляют Энвер-пашу вести оборонительную войну. В одном сражении Энвер-паша умирает, и его армия, охваченная паникой, уступает свои позиции. Его заместителю Сами-паше31 хотя и удаётся восстановить порядок и вести ещё на протяжении года партизанскую войну, но они тоже вынуждены были покинуть страну и перейти афганскую границу. Таким образом, крупное басмаческое движение в 1924 г. прекращается. И постепенно большевики овладевают всей страной. Москва в это время, видя банкротство своей коммунистической политики, объявляет новую экономическую политику – нэп32, благодаря чему везде возникает частная торговля, и т[юрко]-татарские купцы рождаются, как грибы после дождя: не только татарск[ие] центры – Казань, Оренбург, Уфа, но и Москва, Киев, Харьков, Ростов покрываются татарскими магазинами. Тюрко-татарский народ быстрым шагом начинает обогащаться. Казань принимает свой дореволюционный вид и всё больше и больше привлекает интеллигентные силы. С усилением экономической силы городов усиливается национальное течение, и под разными советскими покрывалами начинают работать национальные организации. Все они стремятся, во-первых, к единению с тюркскими элементами Кавказа, Крыма и Сибирии и, с другой стороны, созданию единого фронта против коммунистов с целью отторжения своих стран под влиянием Москвы. Создаются тайные организации среди правящих классов Татарстана33, Крыма, Башкортостана, Кавказа и Туркестана. Для руководства общими тюркскими фронтами разрабатываются основы будущего тюркского государства и создаётся общая программа под названием «Туран»34, во главе которой стоит быв[ший] секретарь Комиссариата по нац[иональным] делам и личный секретарь Сталина35 Саид-Гирей Султан-Галеев36. Благодаря этой организации, повсюду в тюркских областях культивируется идея ненависти [к] большевикам и идея единства и братства и общности цели [тюрского] народа, живущего в России. В 1925 г. во всей России (СССР), несмотря на её деление на отдельные советские республики, перед Москвой стоит единая Татарская сила, зачастую прикрывающая свои намерения коммунистическим флагом, объединённая единством языка, религии, культуры и ведущая скрытно борьбу не на жизнь, а на смерть с московским интернационализмом. Большевики принимают против этого меры. Национально-культурный и национально единый Туркестан разделяют на Казахстан, Туркестан, Узбекистан, Кара-Калпакистан37, и управление над этими областями, хотя и объявляется автономным и самостоятельным, даётся пришельцам-коммунистам. В каждой из этих республик они создают отдельные аппараты и системы школьного обучения, отдельные культурные центры, как то: пресса, книгоиздательство, театр и музыка, но это тоже не может разъединить единый тюркский народ, живший в течение тысячелетия одной жизнью, тогда московские мудрецы из Коминтерна разыскивают новые методы культурного разъединения. Под флагом негодности арабского алфавита, которым они пользовались 1000 лет, создают особый институт для изучения этого вопроса38. Институт создаёт два алфавита латино-русского образца и проводит эти деления репрессивными мерами. Тюрко-татары сопротивляются этому новшеству, и Казань до последнего момента не принимает его, но Московское ЧК заставляет его замолчать, тогда тюрко-татары выдвигают вопрос о принятии единого латинского алфавита, но Москва, видя в нём проявление казанского империализма во имя защиты малых народностей, отвергает это, и так вводятся разнородные и очень различающиеся друг от друга два латинских алфавита для единого народа, различающегося друг от друга только географическим положением. Борьба за свой алфавит ещё более обостряет отношение т[юрко]-татарского элемента с Москвой, и сопротивление тюркских националистов заставляет задуматься московских большевиков. Чтобы разрушить другую объединительную крепость т[юрко]-татар и оборонительную позицию против Москвы, коммунисты из Москвы принимают наступление против религии ислам: запрещается преподавание религии, запрещается обучение детей религии ислам, закрываются духовные учебные заведения, запрещается печатание религиозных книг, даже Корана, налагаются большие налоги на мус[ульманские] духовенства. Образуются от подданых русского и мусульманского общества, общества безбожников39, субсидируемые казной, начинается общее наступление 1928 г., везде отстраняются духовн[ые] лица от своих обязанностей40 и везде закрываются мечети. В этом периоде в одном Идель-Урале закрывается более чем тысячи тат[арских] мечетей и выгоняются более чем 30 тысяч духовн[ых] лиц со своих насиженных мест. Это вызывает громадное раздражение и вооружённое сопротивление вплоть до восстания41.

B этих восстаниях и вооружённых столкновениях принимают участие в большом количестве женщины-мусульманки.

За этими национально-религиозными репрессиями последовали угнетения экономического характера, так называемое раскулачивание42 в тюркских областях, которое приняло совершенно грабительский характер.

В Идель-Урале все крестьяне, имеющие 2 лошадей и 2 коров, считались кулаками и подвергались ограблению. В киргизских степях среди кочевого киргизского народа все киргизы, имеющие больше 10 голов крупного скота, считались кулаками и подвергались раскулачиванию, т. е. ограблению. Поскольку кочевой образ жизни зиждется только на скотоводстве и каждый казак, киргиз для содержания своей семьи должен непременно иметь несколько десятков голов крупного скота и овец, то эта мера в применении к кочевому образу жизни явилась лишением жизненных ресурсов казако-киргизских народов. И действительно воцарились нищета и голод во всех казако-киргизских областях, за ними последовали разные болезни, а за ними огромное количество случаев преждевременной смерти казако-киргизов.

В Крыму сельское хозяйство зиждется главным образом на табаководстве, садоводстве и огородничестве. По характеру этих производств каждый табаковод или огородник должен иметь свои особые постройки для сушения и сохранения этих продуктов. Все эти постройки и оборудования в глазах коммунистов из московской фабрики или псковских крестьян принимались за барские сооружения, и все эти табаководы и огородники считались кулаками и подвергались раскулачиванию, иначе говоря разорялись, благодаря чему жизненные ресурсы крымских татар были совершенно уничтожены, и все они впали в нищету и тысячами умирали от голода.

В Туркестане главным фактором существования являлось хлопководство, садоводство и огородничество. Ввиду того, что сельское хозяйство в Туркестане в огромном большинстве случаев орошалось искусственной канализацией, созданной в течение тысячелетий обитателями этой страны – тюрками.

В Туркестане с давних пор имелись особые законы для урегулирования воды для орошения, и особый аппарат управлял этим сложным делом. Большевики, посчитав этих специалистов буржуазного происхождения, отстранили их от занимаемых постов и повсеместно посадили пришлых русских элементов из Красной Армии и коммунистов-великороссов, совершенно не понимающих это сложное дело – орошение каналов. Благодаря этому была разрушена вековая система орошения искусственными каналами, что подвергло сельские хозяйства истощению и обнищанию. Когда большевики приступали к раскулачиванию, они здесь применили тот метод, который был выработан для Псковской и Владимирской губ[ерний], и, считая всех хлопководов и садоводов кулаками, разграбили всё трудовое население тюркских народов. К этому надо ещё добавить то, что Москва назначила твёрдые цены на пахту, но эти цены были настолько низкими, что не имело смысла её обрабатывать. До войны хлопковод за пуд хлопка получал от 16 до 20 пудов пшеничной муки, а по большевистским ценам за пуд хлопка он мог получить только 1 пуд муки. В результате все хлопководы перешли на огородничество и хлебопашество, для того, чтобы иметь возможность прокормить свою семью.

Московская промышленность осталась без хлопка, тогда большевики запретили хлопководам заниматься хлебопашеством и огородничеством и заставили всё туркестанское крестьянство по своему хозяйственному плану заняться хлопководством, этим самым фактически восстанавливая крепостное право в гораздо худшем виде, чем существовало в России и в Европе в Средние века.

Кавказская нефть находится именно в тюркских местах, и она составляет национальное богатство тюркского народа. С незапамятных времён тюркское население в громадном своём большинстве жило нефтяной промышленностью. Большевики конфисковали не только крупную нефтепромышленность, но также запретили добычу нефти для своей надобности, и нефть превратилась в экспортный продукт за границу для покрытия громадных расходов на содержание своих посольств, торгпредстав[ительств] и для коммунистической пропаганды. Результатом чего явилось то, что в Баку для употребления керосиновой лампы нельзя было достать ни одного фунта керосина. Кроме того, раскулачивание крестьян и кочевых тюркских племён проводилось по тому же методу ограбления, как и в остальных тюркских областях. Когда наступила пятилетка43, опыт коллективизации сельского хозяйства в первую очередь проводился на Идель-Урале, [в] Татарстане и Башкортостане, а потом и в других тюркских областях, причём эти области объявлялись зоной полной коллективизации, в то время коллективизация в русских областях проводилась ­постепенно. В результате крестьянское население тюрко-татар, чтобы спасти свой рабочий скот, убивало его и съедало, таким образом было убито более чем 50 % скота. Овцеводство было почти уничтожено. В данный момент хлебопашец тюрко-татарин с чернозёмного района на Волге, житницы России, даже во время хорошего урожая не в состоянии сытно есть, хотя бы раз [в] год, так как всё национализировано, всё взято под учёт и все превращены в крепостных рабов колхозного дела.

Туркестанский хлопковод под угрозой смерти не может взять из своего продукта труда хотя бы 1 фунт пахты для одеяла для своего ребёнка или для стёжки зимнего верхнего платья (бишмета).

Тюркские земли отличаются громадными естественными богатствами. Идель-Урал даёт железо, медь, серебро, золото и платину для московской промышленности. Кроме того каменный уголь и керосин.

Кавказ даёт нефть и марганец.

Туркестан даёт хлопок, шёлк, фрукты.

Крым – табак и фрукты.

Так что московская промышленность экономически зависима от сырья тюркских областей.

Москва и в прежние времена стремилась к русификации тюркских областей посредством переселения русского элемента и ограбления земель. Большевистское правительство в 10 раз превысило свои репрессивные меры для захвата природных богатств земли русскими элементами. Для этой цели оно выселяло из тюркских областей десятки тысяч трудовых элементов в отдалённые русские области – в Архангельск, в Соловки44 – и на их места переселяет русские элементы из Центральной России.

В результате тюркский народ в числе 35 тысяч при большевиках, как исповедующий иную религию ислам, подвергается религиозному гнёту и религиозному оскорблению от безбожничества коммунистической власти и национальному оскорблению, как сторонник национального строительства жизни своего народа и государства от интернационалистов-коммунистов.

Тюркский элемент, как экономически трудовой элемент, веками воспитанный в духе частной собственности, благодаря чему не воспринимающий коммунистический принцип хозяйства, подвергается сугубому гнёту и преследованию. Таким образом, тюркский элемент в отличие от великоросского народа находится под троекратным прессом, и его положение в три раза хуже, чем у того же великоросса в СССР.

Может ли этот народ, имеющий в прошлом свою богатую историю, примириться с таким деспотизмом? Нет, не может.

Может ли такой исторический народ не искать выхода из этого положения? Не может, и он ищет выхода, как живя в СССР, так и в эмиграции. Ему показывает национальную дорогу его история и перед ним мелькает созданное им мировое ханство Чингизхана, Золотой Орды45, Тимерлана46 и тюркского халифата. Он стремится к возрождению и освобождению от ига большевиков и вообще русских. Он борется за осуществление идеала тюркских народов Крыма, Кавказа, Туркестана и Идель-Урала.

 

 

Искәртмәләр һәм аңлатмалар:

Положение тюрко-татар в СССР, их движение, взгляды и надежды на будущее. Туркестан, Кавказ, Крым, Идель-Урал и Сибирь. Чыгышның исеме белән янәшәдә «Имеющий быть прочитан Аязом Исхаки, на татарском языке, в субботу 1-го октября в собственном доме Мусульманской Общины, ­Артиллерийская № 58. Начало доклада в 8 часов вечера» дигән искәрмә бирел­гән. Чыганак Татарстан Республикасының Милли архивында (2461 ф., 1 тасв., 51 эш бер.) саклана. Текст шуннан алынды.

1 Русские, поощрённые победой над Туркестаном в XIX в… – Төркестан өлкә­се 1865 елдан Оренбург генерал-губернаторлыгына керә, 1867 елда Төркестан генерал-губернаторлыгы төзелә. Губерна ике өлкәгә – Сырдарья өлкәсе (үзәге – Ташкент) һәм Җидесу өлкәсенә (үзәге – Верный (Алма-Аты) бүленә. Төркестан генерал-губернаторлыгы 1917 елгы Октябрь инкыйлабына кадәр яши.

2 Ляодунского полуострова – Ляодун ярымутравы Сары диңгезнең Ляодун һәм көнбатыш Корея култыгында урнашкан ярымутрау.

3 …и начинают легально существовать народные политические партии. – Г. Исхакый бу урында 1905 –1907 елгы рус инкыйлабы тәэсирендә дөньяга килгән сәяси партияләрне искә ала. Рус сәясәтчеләренең эсерлар, кадетлар, Октябристлар партияләре һәм шулай ук Россия империясендә яшәгән башка халыкларның да, мәсәлән, «Поляк социалистик партия»се, әрмәннәрнең – «Дашнакциюн», татарларда кадет партиясенең программасын нигез итеп алган «Мөселман иттифакы», эсерлар йогынтысында татар эсерлары төркеме – «таңчылар» барлыкка килә.

4 …во вторую Гос[ударственную] Думу, депутаты тюрко-татар попадают в количестве 45… – Г. Исхакый Россия Икенче Дәүләт Думасына 45 депутат сайлануын язса да, Ф. Туктаров мәгълүматына караганда, төрек-татар мөселманнарыннан 37 кеше булган.

5 Закон 4 июня 1907 г. урезает выборные права инородцев… – Г. Исхакый бу урында азрак ялгыша. 1907 елда Россия премьер-министры вазифасына керешкән П. Столыпин патша Николай II не Икенче Дәүләт Думасын тарату кирәклегенә ышандыра. Нәтиҗәдә премьер-министр тәкъдиме белән Николай II 1903 елның 3 (16) июнендә Думаны тарату турында указ чыгарыла, шул ук вакытта Думага сайлаулар турында яңа закон да игълан ителә.

6 …число т[юрко]-татар в армии превышает колич[ество] 900 тысяч чело[век]. – «Яңа милли юл» журналында һәм Г. Исхакый мәкаләләрендә Бе­ренче бөтендөнья сугышында 900 мең чамасы кеше катнашуы языла. Башка ­чыганакларда исә Беренче бөтендөнья сугышында төрек-татарлардан 1 мил­лионнан артык кеше катнашу әйтелә. Азәрбайҗан һәм Кырымнан гына да 200 мең чамасы кеше сугышта катнаша. Кыскасы, әдип-публицист күрсәткән сан әлегә төгәллеккә дәгъва кыла алмый.

7 …Лозаннском конгрессе 1916 г., объединённая делегация под председа­т[ельством] Юсуф-бей Акчуры… – 1916 елның 27–29 июнендә Лозаннада Икенче Милләтләр конференциясендә төрек-татар делегациясе дә катнаша. Делегациягә Йосыф Акчура җитәкчелек итә. Йосыф Акчура игътибарны православный рус белән төп сәяси хокуклар тигезлеге, татар милләте өчен тел, мәгариф һәм дин иреге мәсьәләләренә юнәлтергә тырыша.

8 …освобождении тюркских областей из под власти России на Мировой конференции мира после войны… – Милләт Мәҗлесендә сайланган солых һәйәте 1919 елда узачак Тынычлык конференциясенә барып җитә алмый. Шуңа да карамастан С. Максуди, Ф. Туктаров һәм Г. Исхакый 1920 елның 6 апрелендә Франция президенты Мильоран белән очрашалар. Анда Эчке Русия һәм Себер төрек-татарларының милли хокукларын, Русия белән ясалачак килешүдә бер маддә буларак, Франция тарафыннан кертелүен сорыйлар.

9 На первом съезде 1917 г. … – 1917 елның 1–11 май көннәрендә Мәскәүдә узган Беренче Бөтенроссия мөселманнары корылтаенда 1917 елгы Февраль инкыйлабыннан соң Россия дәүләтенең идарә системасы нинди булачагы турында кызу бәхәсләр була. Төрек-татарлар 900 чамасы делегат катнашкан бу корылтайда Россиянең федерализм яки унитаризм юлын сайлаячакмы дигән кискен сорауга җавап эзләнә. Г. Исхакый төрек-татарларның бөтен Россиягә таралуын истә тотып, унитаризм ягыннан торып чыгыш ясый, әмма күпчелек тавыш белән Россиянең киләчәктә федератив дәүләт юлыннан китәчәк дигән фикер өстен чыга.

10 …интеллигенция разрабатывают положение и устав будущей нац[ио­нальной] республики. – Г. Исхакый бу урында 1917 елның 21–31 июлендә Казанда узган Икенче Бөтенроссия мөселманнар корылтаенда кабул ителгән милли-мәдәни мохтарият декларациясен күз уңында тота кебек. Бу карар 1917 елның 22 июнендә кабул ителә. Аның программасын һәм уставын эшләүче авторларның берсе – С. Максуди.

11 …отдельные татарские полки и создают особое Военное Шуро… – 1917 елның җәендә катлаулы сәяси һәм хәрби шартларда төрек-татарлар аерым­ мөселман гаскәре кирәклеген күтәрәләр. Мөселман гаскәриләре Хәрби Шура­сының 17 – 22 июльдә Казанда узган Бөтенроссия мөселман гаскәриләре корылтае исә 1917 елның апрелендә Бөтенроссия мөселман гаскәриләре киңәшмәсе ­кабул иткән карар нигезендә уза. Бу оешма Бөтенроссия мөселманнарының Хәрби Шурасы исемен ала.

12 ген[ерала] Сулькевича – Матвей Александрович Сулькевич (Магомед ­Сулейманович Сулькевич) (1865 –1920), рус һәм азәрбайҗан хәрби, Кырым ­татарлары җәмәгать эшлеклесе.

13 В это время объединённый съезд в Казани… – 1917 елның 22 июлендә (4 август) Казанда узган хәрби, дини һәм Икенче Бөтенроссия мөселманнары корылтайларының уртак утырышы була. Бу утырышта С. Максуди милли-мәдәни мохтарият декларациясен игълан итә. Г. Исхакый шул вакыйганы искә ала.

14 Миллэт Меджлиси, собранное в конце 1917 г. в Уфе… – Милләт Мәҗлесе 1917 елның 20 ноябреннән 1918 елның 11 гыйнварына кадәр Уфа шәһәрендә эшли. Анда милли-мәдәни мохтариятның мөһим карарлары кабул ителә.

15 …но появление в Сибири колчаковского правительства… – рус сәяси һәм хәрби эшлеклесе, адмирал Александр Васильевич Колчак (1874 –1920) 1918 ел­ның 18 ноябрендә Себердә Россия хөкүмәтенең идарәчесе итеп игълан ителә. Бу хөкүмәт 1920 елның 4 гыйнварына кадәр яши.

16 …большевики отвечают декларированием Башкирской Советской Респуб­лики. – Башкортстан Автономияле Совет Социалистик Республикасы 1919 ел­ның 23 мартында оештырыла.

17 …объявляя отдельно Сов[етский] Татарстан… – Татарстан Автономияле Совет Социалистик Республикасы 1920 елның 27 маенда төзелә.

18 В это время создаётся Советский Казахстан и Сов[етский] Туркестан… – 1920 елның 26 августыннан Казакъстан җирләре Кыргызстан АССР исеме белән аталып йөри, үзәге Оренбург шәһәре исәпләнә. 1925 елның апре­леннән РСФСР составындагы Казакъстан АССР итеп үзгәртелә. 1918 елның апрелендә Төркестан Автономияле Совет Социалистик Республикасы төзелә.

19 Наступает 1920 г. – год засухи… – Г. Исхакый бу урында Идел-Урал һәм Кырымда булган 1921–1922 елгы ачлыкны күз уңында тота.

20 Деникин – Антон Иванович Деникин (1872 –1947), рус хәрби эшлеклесе.

21 Врангель – Пётр Николаевич Врангель (1878 –1928), рус хәрби эшлек­лесе.

22 Наступает очередь за кавказскими самостоятельными республиками… – 1917 елның Октябрь инкыйлабыннан соң Тбилисидә Закавказье коалицион хөкүмәте төзелә. 1918 елның май аенда Грузия үзенең бәйсезлеген игълан итә һәм ул 1920 май аена кадәр яши. Әрмәнстан да 1918 елда бәйсез Әрмәнстан демократик республикасы булып оеша. 1922 елда РСФСР составына кушыла. Шулай ук 1918 елның май аенда Азәрбайҗан демократик республикасы төзелә. 1920 елның 28 апрелендә Кызыл Гаскәрләр Бакуны басып алгач, мөстәкыйль Азәрбайҗан Республикасы яшәүдән туктый. Үзләренең бәйсезлекләрен игълан иткән Кавказ халыклары 20 нче еллар башында, төгәлрәге, 1922 елда яулап алган мөстәкыйльлекләрен югалтып, яңа төзелгән СССР составына кушыла. Бәйсезлек өчен көрәшкән Төньяк Кавказ халыклары да большевистик хакимиятнең көчле басымы астында РСФСР составында калдырыла.

23 …добровольно идти на помощь Турции, которая борется за свою самостоятельность… – 1920 елда Төркиядә Антанта дәүләтләренә каршы милли азатлык хәрәкәте башлана. Яшь совет республикасы Мостафа Кәмал җитәкчелегендәге Милләт Мәҗлесенә матди һәм корал белән ярдәм итә. Бу урында Г. Исхакый совет сәясәтчеләренең Төркиядә башланып киткән милли азатлык көрәшенә хәрби яктан ярдәм итү дигән ялган сылтау астында Кавказ арты республикаларын басып алуны оештыруларына басым ясый. Шунысы ачык: совет хөкүмәте Төркиягә гаскәрләр җибәрми.

24 …поворачивают в Баку и захватывают… правительственный аппарат (27 апр[еля] 1921 г.)… – Г. Исхакый бу урында 1918 елның 22 июленнән 1920 елның 28 апреленә кадәр яшәгән Азәрбайҗан демократик Республикасы турында сүз алып бара. 1920 елның 27 апрелендә Деникинны тар-мар иткән Кызыл Гаскәрләр Азәрбайҗан чигенә килеп урнаша һәм 28 апрельдә Баку шәһәренә кереп, хөкүмәтне кулга ала.

25 В Туркестане после падения национальн[ого] хоканского правительст­ва… – 1917 елның декабреннән 1918 елның февраленә кадәр элекке Коканд ханлыгы территориясендә Мостафа Чокай җитәкчелегендә Төркестан автономия хөкүмәте яши.

26 …удар за ударом уничтожают Хиванское ханство и Бухарское эмирство… – Хива ханлыгы (башкаласы Хива булганга шулай аталган) 1512 – 1920 елларда яши, 1873 елның 12 августында имзаланган Гендемиан тынычлык килешүе буенча Россия империясе протекторатына күчә. 1500 елда барлыкка килгән Бохара әмирлеге исә 1868 елда рус гаскәрләренә җиңелә һәм Россия протекторатына күчә.

27 …Эмир не может оказать достаточно[го] сопротивления и бежит в ­Афганистан. – Г. Исхакый бу урында Бохараның соңгы әмире Сәид Мир Мөхәммәд Галим-ханны (1880 –1947) күз уңында тота. Ул, 1920 елның 2 сен­тябрендә Бохара әмирлеген большевиклар басып алгач, Әфганстанга кача. Шунда вафат була.

28партизанские отряды под командой отдельных народных богатырей «корбашей»… – «Корбаши» төрек телендә «кыр командиры» мәгънәсендә йөри. Урта Азиядә совет гаскәрләренә каршы басмачылар хәрәкәте башлана, һәм алар белән корбашилар җитәкчелек иткән. Басмачыларның иң күренеклеләре: Мадамин бәк (Мөхәммәдәмин Әхмәд бәк) (1893(?) –1970); Ибраһим бәк (1889 –1931); Җүнаид хан (Мөхәммәд-Корбан сәрдар) (1857 –1938), Иргаш, Җанибәк-Казый, Күрширмәт, Урта Азиядә бу хәрәкәт 30 нчы еллар ахырына кадәр көрәшен дәвам иттерә.

29 …басмачам бегут из Идель-Урала многочисленные националисты… – Г. Исхакый язганча, Урта Азиядә басмачыларның совет гаскәрләренә, большевик идеологиясенә каршы көрәшенә үзбәк, төрекмән, казакъ-кыргызлар белән янәшәдә Идел-Уралда яшәгән кайбер татар-башкортлар да кушыла. Алар арасында төрек-татарның милли хәрәкәтендә актив катнашкан Фатих Кәриминең энесе Гариф Кәрими, башкорт хәрәкәтенең лидеры Зәки Вәлиди дә бар. Болар – гомумтөрки дөньяга билгеле шәхесләр. Басмачылар хәрәкәтенә төрки-татарларның большевизм идеологиясен кабул итмәгән зыялы катлау вәкилләре тагын да күбрәк катнашкан.

30 Энвер-паша – Исмәгыйль Әнвәр паша (1881–1922), төрек дәүләте сәяси һәм хәрби эшлеклесе. 1921 елда Урта Азиядә басмачылар хәрәкәтенә җитәкчелек итүчеләрнең берсе.

31 Сами-паша – Хаҗи Сами бәй, төрек офицеры. 1920 еллар башында басмачылар хәрәкәтендә актив катнаша. 1923 елда Урта Азиядән китә.

32 …объявляет новую экономическую политику – нэп… – Совет хөкүмәте­нең 1921 елгы 11 августында «Наказ Совета Народных Комиссаров о проведе­нии в жизнь начало новой экономической политики» дигән карары басыла. Бу карар нигезендә яшь Совет дәүләтендә илдәшләр сугышы вакытында алып барылган «продразвёрстка» һәм «продналог», икътисади сәясәтнең дәвамы бу­ларак, Россиянең (СССР) икътисадын үстерү буенча «Яңа икътисади сәясәт» программасы рәвешендә эшли башлый.

33 Создаются тайные организации среди правящих классов Татарстана… – Г. Исхакый бу урында ХХ гасырның 20 нче елларында югары даирәдәге большевик идарәчеләре тарафыннан уйлап табылган «солтангалиевчелек», «җидегәнчелек», милли мәсьәләләрне кайгыртып язган «82 ләр хаты»нда катнашучыларны «яшерен оешмалар»га кертеп карый шикелле. Шунысы ачык: Мәскәүдә башланган оппозицияләр арасындагы көрәш Татарстанны да читләтеп үтми. Татарстанның бәйсезлеген күрергә теләгән яисә шуңа омтылган милләтнең зыялылары, «Солтангалиевчелек контрреволюцион» хәрәкәте исеме астында кулга алынып, төрмәләргә утыртыла. Шул исәптән 1932 елда унтугыз кешене хөкемгә тарту бу фикерне раслый кебек.

34 …будущего тюркского государства и создаётся общая программа под ­названием «Туран»… – «Туран» дәүләтен төзү программасы Россиядә XX гасырның башларында барлыкка килгән «пантуранизм» идеясенең дәвамы. «Туран» дәүләтен оештыруның өч проекты мәгълүм. 20 нче елларда Шәрекъ зыялылары катнашында эшләнгән бер проект нигезендә булачак «Туран» мәмләкәтенә «Урта Азия белән Казакъстаннан тыш Татарстан һәм Башкортстан җөмһүриятләре дә керергә тиеш» дип каралган. Чынлыкта бу проектларның берсе дә тормышка ашмый.

35 Сталин – Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879 –1953), ­совет дәүләте сәяси һәм хәрби эшлеклесе.

36 Саид-Гирей Султан-Галеев – бу урында хата китү ихтималы бар. Текст­тан аңлашылганча, сүз сәясәтче һәм дәүләт эшлеклесе, милли дәүләт төзелеше теоретигы Мирсәед Хәйдәргали улы Солтангалиев (1892 –1940) турында бара.

37 …Туркестан разделяют на Казахстан, Туркестан, Узбекистан, Кара-Калпакистан… – Россия империясе кул астында яшәгән Төркестан җирләре XX гасырның 20 нче елларында берничә республикага бүленә. 1920 елда Кыр­гызстан АССР (1925 елдан Казакъстан АССР), 1924 елда Төрекмәнстан һәм Үзбәкстан ССРлар төзелә, 1924 елда Каракалпак Автономиясе өлкәсе (1932 елдан Каракалпак АССР) оештырыла. Г. Исхакый Төркестан исеме астында Төрекмәнстанны истә тотадыр.

38 …негодности арабского алфавита… создают особый институт для изучения этого вопроса. – 1921 елда В. И. Ленинның күрсәтмәсе нигезендә, Шәрекъ телләрен өйрәнү буенча югары уку йортлары һәм Бөтенроссия Шәрекъ телләре фәнни ассоциациясе төзелә. 1930 елда Азия музеен һәм башка Шәрекъ оешмаларын үзгәртеп кору нәтиҗәсендә СССР Фәннәр академиясе каршында Шәрекъ институты оештырыла. Институт Шәрекъ мәдәниятен, телләрне һәм башка мәсьәләләрне өйрәнү белән шөгыльләнгән.

39 Образуются… общества безбожников… – 1925 елда СССРда «Сугыш­чан алласызлар» җәмгыяте оештырыла. Бу җәмгыять большевикларның идея дошманы булган дингә каршы төрле яктан көрәшне төп максат итеп куйган.

40 …1928 г. везде отстраняются духовн[ые] лица от своих обязанностей… – 1927 елның 8 апрелендә дингә каршы комиссиянең оештыру бюросында «мө­селман дини хәрәкәте» турында сөйләшү була. Шул комиссиядә алып барылган сөйләшү нигезендә 1928 елның апрелендә Үзәк Комитетның оештыру бүлеге «мөселман дини хәрәкәтләре» турында карар кабул итә. Бу карар буенча бер-бер артлы муллалар эштән мәҗбүри рәвештә читләштерелә. Муллалыктан ваз кичүләр хакында матбугат битләрендә басыла. 1929 елдан Татарстаннан 300 чамасы, Башкортстаннан 588 дин әһле кулга алына. 1928 елның 15 августында дин белән көрәш мәсьәләсе ВКП(б) Үзәк Комитеты Политбюросы утырышында да тикшерелә.

41 …вызывает громадное раздражение и вооружённое сопротивление вплоть до восстания. – XX гасырның 20 нче еллар ахырында крестьян хуҗалыкларын көчләп коллективлаштыру башлану белән, авылларда бу сәясәткә каршы баш күтәрү очраклары ешая. Аларның башында мөлкәтле һәм урта хәлле крестьян хуҗалыгы вәкилләре тора. Бу елларда әлеге күренеш бөтен СССР территориясендә күзәтелгән. Татарстан да читтә калмый. Мондый крестьян чыгышлары республиканың Арча, Мамадыш, Чистай, Буа кантоннарында була. Крестьян күтәрелешләренә карата Берләштерелгән дәүләт сәяси идарәсенең (ОГПУ) 1930 елгы 2 мартында Татарстан өлкә комитеты секретаре И. О. Разумовка яшерен телеграмма җибәрә. Телеграммада авыллардагы колхозлаштыру сәясәтенә карата ризасызлык чыгышларын каты күзәтү астына алырга, аларны булдырмау өчен кискен чаралар күрергә тәкъдим ителә.

42 …последовали угнетения экономического характера, так называемое раскулачивание… – СССРда крестьян хуҗалыкларында коллективлаштыру сәясәте башлану белән, аның дошманы саналган мөлкәтле хуҗалыкларга каршы көрәш ачыла. 1929 елның 26 сентябрендә кабул ителгән ВКП(б) Үзәк Комитеты Политбюросының «Кулаклык терроры турында» карары нигезендә кулак дип йөртелгән социаль катламның 50 җитәкчесе атарга хөкем ителә. Политбюроның 1930 елның 5 февралендә чыккан «Кулакларга карата чаралар» турында карары нигезендә авыллардан 60 мең гаилә сөрелергә тиеш була. Болар – урта хәлле һәм җиргә нык басып торган крестьян хуҗалыкларына каршы чыгарылган карарларның беренчеләре. 1930 –1931 елларда ВКП(б) тарафыннан мондый рухтагы карарлар шактый еш игълан ителгән.

43 Когда наступила пятилетка… – СССРның халык хуҗалыгын үстерү буенча 1928 елда узган ВКП(б)ның XV съездында беренче бишьеллык планы карала һәм ул 1929 елда үткәрелгән Советларның Бөтенсоюз съездында раслана. СССРда беренче бишьеллык план 1929 –1933 елларны эченә ала. Нәкъ шул съезд карары нигезендә илдә коллективлаштыру һәм промышленностьны индустриальләштерү мәсьәләләрен тормышка ашыру бурычы куела.

44выселяло из тюркских областей десятки тысяч трудовых элементов… в Архангельск, в Соловки… – XX гасырның 20 нче елларында хакимияттә барган интригалар, партия эчендәге барлыкка килгән оппозицияләргә каршы көрәш һәм ВКП(б)ның XV съездыннан соң башланган коллективлаштыру һәм индустриальләштерү программасы эзсез калмый, 1928 –1933 елларда сәяси репрессияләрнең беренче дулкыны да башлана. Репрессия корбаннары беренче чиратта Архангельск һәм Соловки лагерьларена озатылган.

45мировое ханство Чингизхана, Золотой Орды… – Чыңгызханның варислары Рус кенәзлекләре һәм Европага һөҗүмнәреннән соң Идел буенда Батый хан тарафыннан төзелгән Алтын Урда дәүләте 1224–1266 елларда монгол империясе составында яши. 1266 елда Алтын Урда, формаль яктан үзәккә буйсынса да, дәүләт буларак тулы мөстәкыйльлеккә ирешә.

46 Тимерлан – Аксак Тимер (Тимерлан, Тимер бәк) (1336 еллар тирәсе – 1405), җиһангир, әмир, Урта Азиядәге төрки дәүләт идарәчесе.

 

Чыганак: Исхакый Г. Әсәрләр. 13 том. – Казан:
Татарстан китап нәшрияты, 2013. Б. 157.

 

Җавап калдыру